Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин: «Строители – серьезный и надежный партнер государства»

Строителям нужна уверенность, что все стройки будут оплачены впору и в полном объеме

Системе саморегулирования в строительной отрасли Рф исполнилось 6 лет, и за эти годы она обосновала свою значимость и жизнеспособность. При этом обосновала настолько удачно, что ближайшее время саморегулируемым организациям стараются расширить зону их ответственности. Но СРО – это только организационная форма допуска строителей на рынок, и конечным бенефициаром всех законов всегда будут строитель и потребитель строительной продукции. А в критериях кризиса это может серьезно отразиться на строительной отрасли в целом. О том, как живется на данный момент русским строителям, как развивается система саморегулирования, мы беседуем с президентом Государственного объединения строителей Николаем Кутьиным:

- Николай Георгиевич, на данный момент, в эти экономически сложные времена, как себя ощущает строительная ветвь? Есть ли опасность возникновения долгостроев, недостроев и сорванных объектов?

- Не думаю, что у нас появится много недостроев, так как строительная ветвь работает довольно размеренно, объекты строятся и сдаются, возводится новое жилище, строятся дороги, открываются предприятия стройиндустрии. Хотя, естественно, трудности у строителей есть, в том числе и из-за сокращения финансирования строек. Ситуация на строительном рынке на данный момент неуравновешенная, по большей части, из-за того, что строитель не уверен, будет ли заказчик радиво, вовремя и в полном объеме платить за заказанное.

Естественно, в этой ситуации строителям очень принципиально знать, какие из муниципальных программ будут поддержаны деньгами. Если бюджет сокращен – хотелось бы осознавать, какие конкретно стройки в нем остались, чтоб строители высчитали, сколько пригодится рабочих, техники, стройматериалов и т.д.. А мы сейчас пытаемся задерживать строй компании в режиме ожидания. Но длительно платить заработную плату сотрудникам, не понимая, откуда ты возьмешь средства, нереально. Именно поэтому очень принципиальна позиция страны в этом вопросе.

- Может быть, ответ будет дан на заседании Госсовета в марте 2016 года, который, как планируется, будет посвящен строительству?

- Да, это заседание Госсовета нам очень принципиально и очень необходимо. Конкретно на заседании Госсовета могла бы быть озвучена муниципальная политика в области строительства и, что самое принципиальное, состоялось бы ее обсуждениенапрямую с Президентом и губернаторами. Я желаю выделить значимость обсуждения госполитики конкретно с губернаторами, так как это власть на местах, которая больше всего оказывает влияние на строительный комплекс. Когда мы говорим об административных барьерах - это фактически «местное» творчество. У нас в каждом регионе свои правила ведения работ, из-за чего цены на один и тот же объект различаются чуть не вдвое. Много вопросов, от которых зависит стройка, находится в прямом ведении губернаторов, которые к Госсовету должны будут отчитаться о собственных программках и планах. Территориальное планирование должно быть не за строителем, а за губернатором, это они должны объявить, сколько и где будет выстроено жилища, дорог, школ, и приглашать застройщиков.

Госсовет может дать ответ и инвесторам: стоит вкладывать средства в строительный комплекс. Мы все работаем на рынке, и инвесторам увлекательны только те проекты, которые в дальнейшем могут принести доход. Потому нам нужен разговор о программках, которые успокоят рынок и инвесторов. Не считая того, после заседания Госсовета Президент Рф даст определенные поручения, которые нельзя будет не выполнить либо выполнить кое-как. Потому мы очень ждем Госсовет и будем интенсивно к нему готовиться.

- На заседание Госсовета Минстрой Рф собирался представить и Стратегию инноваторского развития строительной отрасли, но на данный момент она только что обретает черты подобного документа…

- Что касается Стратегии, то я помню, какие ранее это были глобальные, подкрепленные цифрами документы, в нихизлагалась сущность развития всех смежных отраслей. Последняя такая стратегия была утверждена еще в СССР – помните: каждой русской семье по отдельной квартире в 2000 году? И там расписывалось, сколько домостроительных комбинатов необходимо выстроить, сколько рабочих мест обеспечить, на каких территориях строить жилище, сколько линий электропередачи необходимо выстроить – и т.д.. Вот это – стратегия, и все ответственные ведомства понимают свои планы, отвечают за каждый элемент и за свою работу.

Сейчас Стратегия развития строительной отрасли создается совершенно по-другому, я пока не увидел увязки ее положений с другими подобными документами. А ведь под эту Стратегию университеты должны приготовить профессионалов, производители стройиндустрии организовать выпуск продукции, необходимо связать газовиков, энергетиков, дорожников и т.д.. К примеру, мы осознаем, сколько заводов по производству каких материалов нам необходимо иметь, чтоб выстроить нужное жилища? Сколько необходимо нужных ископаемых – всераспространенных и редчайших? И сколько будет нужно карьерной техники и самосвалов определенной грузоподъемности для того, чтоб их добыть и перевезти? Сколько и каких кадров для этого пригодится? Все это необходимо посчитать, увязать, тогда и это будет Стратегия.

- Какую делему Вы считаете важнейшей и тяжеленной для строительной отрасли?

- Самая томная неувязка – этот отсутствие квалифицированного заказчика. «Единый технический заказчик» так и не сотворен, хотя мысль сотворения ЕТЗ дискуссируется с декабря 2014 года: ее в первый раз обнародовал Президент Рф Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному собранию.

Мы все заинтересованы в обычном техническом заказчике, с которым можно вести диалог, который гарантированно заплатит средства за строительство. Отсутствие его – это предстоящий нарастающий хаос. Структуру необходимо создавать немедля. У нас большие средства осваиваются в стройке при заказчике, который не соображает, что он заказывает, и не держит под контролем строительство, хотя это его ровная обязанность. Но для этого заказчик должен быть квалифицированным. Нельзя от директора школы добиваться, чтоб он разбирался в стройке, он не может принять работу - это должны делать мастера.

Потому Единый технический заказчик для всех экономных проектов, которые приходят в строительство, просто нужен.

- Одного технического заказчика пока нет, зато у нас один за другим возникают законы, которые ставят тех же застройщиков фактически на грань разорения…

- Вы гласите о фактической приостановке страхования договоров долевого роли? Да, это приостановило строительство жилища, по последней мере, на несколько месяцев. Мы в НОСТРОЙ получили 10-ки писем от строителей и подготовили справку для Председателя Гос Думы Сергея Нарышкина, где очень верно расписали, что происходит с жилищным строительством из-за ужесточения требований к страхованию договоров долевого роли. Фактически во всех федеральных окрестностях нам сказали о падении объемов нового строительства.

Намерения у создателей закона, естественно, были самые благие – защитить обманутых дольщиков. Но если ранее страховая ставка составляла 0,5 %, то сейчас она будет 2,3 %, и застройщик наверное переложит эти расходы на конечного покупателя. Представляете реакцию человека, который взял ипотечный кредит, заключил контракт долевого роли, каждый месяц выплачивает взнос, а ему из-за конфигурации закона предлагают доплатить еще от 200 до 600 тыщ рублей? Кто-либо посчитал все эти издержки?

Давайте вернемся к истокам всего этого процесса и зададим вопрос: для чего все эти новые регулирующие механизмы, которые ведут к понижению конкуренции на рынке и увеличению цены жилища? Увлекательный момент: у нас на данный момент всего 5 % обманутых дольщиков, и заместо того чтоб включить муниципальные механизмы по контролю за застройщиками, у нас снова пробуют выручать стройку за счет людей. Ведь изначальная неувязка была в нерадивых людях, которые крали чужие средства. Неувязка обманутых дольщиков уголовная, а не строительная! Воров необходимо осудить и наказать, а за застройщиками должны смотреть специально сделанные муниципальные органы – стройнадзор, денежный надзор и т.д..

По сути неувязка обманутых дольщиков в масштабах страны была решена тогда, когда ввели регистрацию договоров долевого роли, и схема отлично работала. К примеру, за 5 лет после введения этой системы в Нижнем Новгороде не появилось ни 1-го обманутого дольщика, на рынке работают все те же застройщики. Новенькая неувязка появилась, когда с января 2014 года ввели требование по страхованию ответственности застройщика. Другими словами на совсем пустом месте была выдумана некоторая новенькая модель страхования ответственности, и это здесь же повлекло за собой удорожание рынка.

Русское общество обоюдного страхования, сделанное в рамках этого закона, было уверено, что сумеет практически стопроцентно закрыть этот рынок, но появились шустрые компании, которые начали продавать страховки. И потому сейчас Центральный банк ужесточил требования к страховым компаниям. В итоге на рынке остались несколько страховщиков и Общество обоюдного страхования, но никто не оценил последствий таких действий. А они появились – в виде остановки строительства жилища. Так почему строители должны отвечать за регулирование рынка страховых компаний, которое проводит ЦБ?

Мы обеспокоены таким положением дел, даем предложения, но необходимо просто возвратиться вспять, так как на данный момент создаются новые барьеры, которые приводят только к одному – удорожанию жилища для конечного потребителя.

- Если гласить о законах, которые осложняют жизнь строителям, стоит вспомнить очередной проект, который вводит для строй компаний - членов СРО, на самом деле, 2-ой взнос в компфонд СРО, из которого будут оплачиваться последствия срыва сроков выполнения госзаказа. По-моему, это из той же серии – спаси себя сам…

- Вправду, ситуация с выполнением в срок госзаказов очень непростая и, конечно, за срыв сроков должен кто-то отвечать. На данный момент разработчики закона пробуют возложить эту ответственность на саморегулируемые организации, которые уже имеют обязанность восполнить вред третьим лицам. Сейчас им предлагают отвечать рублем за срыв сроков строительства.

Может быть, это и верно – увеличение ответственности СРО, и мы готовы серьезно это рассматривать, но тогда СРО должны участвовать в процессе госзакупки как равноправный партнер, высказывать свое мировоззрение о выборе подрядчика, а позже и аккомпанировать процесс самой стройки.

Но, если мы повышаем роль СРО до такового уровня, появляется колебание в предстоящей необходимости муниципального строительного надзора. Так как если на стройке будут появляться и СРО, и стройнадзор, которые будут смотреть за одним и этим же, для чего нам надзор? Если СРО начинает делать муниципальную функцию – кто за это будет платить? Снова строитель? Я вижу в этом еще одну попытку снять с ответственность с должностных лиц и переложить ее на строителей за их же собственные средства.

Никто не спорит – строить нужно впору, отменно и за установленную стоимость, но достигаться это должно другими механизмами. Мы проводили анализ некачественных и сорванных по срокам объектов и узнали, что срыв сроков строительства – это далековато не всегда вина строителей (ведь не строители отвечают за затягивание с передачей земли под строительство, с выдачей порубочных билетов, разрешений на строительство, с подключением к сетям, с вводом в эксплуатацию и т.д.). А по качеству огромное количество претензий предъявляется к низкоэтажному строительству, которое не регулируется СРО.

Вот более настоящая картина того, что происходит в отрасли. Заместо того чтоб увеличивать ответственность и координировать деятельность заказчика, энергоснабжающих компаний, водоканалов, надзорных и контролирующих органов, местных органов власти, делается попытка упростить ситуацию, сконцентрировав все внимание на денежных компенсационных инструментах, создавая новые денежные нагрузки на членов СРО, а в конечном итоге на потребителя, который заплатит за эти опыты.

Давайте снова вернемся к истокам и усвоим, в чем препядствия. А препядствия снова же в плохом заказчике, который сам не знает, чего желает. Он нередко выставляет на рынок договор, на который нет ни всеполноценных изысканий, ни законченной и прошедшей экспертизу проектной документации, ни сметы строительства, понуждает строителя выходить на площадку и начинать работать. И если сроки строительства срываются из-за того, что бюрократ не оформил впору передачу земляного участка, но при всем этом тихо следил за строительством, почему он на равных не отвечает этот за срыв? Почему и за это должен отвечать строитель, при этом средствами?

Градостроительный кодекс написан не только лишь для строителей, он написан для всех участников строительства, и заказчик должен изучить кодекс и делать все, что там написано. Все запамятывают, что за стройку отвечает не только лишь подрядчик, да и муниципальные контролирующие органы, которые специально для этого сделаны. И если при наличии заказчика, строительного надзора и строительного контроля выходит недостроенный либо ненадлежаще построенный объект, то кто в этом повинет? Ответ обычной: все, кто был причастен. И, как верно гласит Президент Рф, ответственность должна быть индивидуальной!

- НОСТРОЙ будет стараться поменять этот законопроект?

- Естественно, мы будем разрабатывать и интенсивно отстаивать свои предложения, так как последствия ряда законодательных инициатив возможно окажутся трагичными. Мы стараемся реагировать на все конфигурации законов, Экспертный совет НОСТРОЙ просто перегружен работой – мы не оставляем без рассмотрения ни один документ, готовим и направляем заключения по всем законопроектам. И как бы нас слышат, но повсевременно появляются новые «достойные внимания» инициативы, которые отымают уйму времени и сил.

Мы всегда возвращаемся к одному: саморегулирование в свое время создавалось, чтоб сами строители имели возможность оценивать потенциал собственных коллег по выполнению строй работ и выдавать надлежащие допуски, создавать добровольческие эталоны, также возмещать вред третьим лицам, причиненный действиями строителей. Все другое – это уже привнесенные обязанности, некие из их применимы, некие нужны на новеньком шаге развития, а некие – нет.

- На заседании Совета НОСТРОЙ в октябре этого года Вы уверенно заявили, что саморегулирование прошло точку невозвращения, отменить его уже никто не желает. Это беспристрастная оценка ситуации либо чувственный порыв?

- Да, саморегулирование в строительстве вправду состоялось, и представители органов власти приняли тот факт, что оно существует. И даже пробы возложить на нас дополнительную финансовую ответственность являются еще одним доказательством того, что саморегулирование в строительстве есть, и мы – суровый и надежный партнер страны.

Основная цель проф саморегулирования как 1-го из институтов штатского общества XXI века – это мощная, неразделимая, богатая и почетаемая Наша родина! А для этого у нас есть главный потенциал – мастера!

Мойка VD-5444 54x44x19,5 см, нержавеющая сталь, цвет серебристый

Мойка VD-5444 прямоугольной формы выполнена из нержавеющей стали. Изделие размером 44 × 54 см подлежит врезке в столешницу кухонного гарнитура. Шлифованная серебристая поверхность смотрится модно, отлично смешивается со обилием вариантов цветов фасада. Гарантия производителя — 1 год.

Особенности