Российский рынок профессионального инструмента: сегодня и завтра

Тревожная динамика русской экономики в 2015 году плохо отразилась фактически на всех импортерах, ввозящих в нашу страну сложное оборудование, инструмент и материалы. Происходившие процессы многим живо напомнили кризис 2008-2009 годов, от которого рынки чуть успели оправиться.

На данный момент самое время подвести итоги прошлого года и попробовать спрогнозировать, чего можно ждать от наиблежайшего грядущего. Эти темы обсуждали с Андреем Макаровым, директором русского подразделения компании RIDGID, ведущего мирового производителя проф инструмента для строительно-монтажного, сантехнического, энергетического и промышленного секторов.

– Поведайте, что происходило в 2015 году на русском рынке проф инструмента и оборудования?

– Без преувеличения, этот год был очень сложным для производителей и продавцов инструмента. По нашим оценкам, в целом по рынку реализации свалились более чем на 30%. Российская дистрибьюторская сеть RIDGID показала приблизительно те же числа. Анализ динамики реальных продаж сделало труднее то, что ранее дистрибьюторы накопили значимые складские припасы и в течение года распродавали их, значительно сократив закупки у нас.

Наша компания предлагает инструмент и оборудование для различных сфер внедрения: в ЖКХ, строительстве и нефтегазовой отрасли. И мы лицезреем, что, хотя падение наблюдалось во всех секторах рынка, оно было в большой степени неравномерным. Так, по нашим данным, самые большие утраты отмечены в секторе оборудования и инструмента для ЖКХ (сервис внутренних и поквартальных коммуникаций), который в прежние годы рос очень активно. Еще умереннее было падение оборудования, применяемого в строительстве для монтажа трубопроводных и электронных сетей.

Больше всего оказались защищены от спада реализации товаров RIDGID для нефтегазовой отрасли: ключей, труборезов, тисков и т.п. Это испытанные временем инструменты, отлично известные уже нескольким поколениям нефтяников. По надежности и качеству им нет аналогов на рынке, так что эта самая категория товаров обеспечивает постоянные реализации вне зависимости от текущей экономической ситуации.

– На ваш взор, какие причины посильнее всего воздействовали на спад продаж в 2015 году?

– Проф инструмент на русском рынке представлен по большей части ввезенной продукцией. Так что главную роль сыграла девальвация рубля осенью 2014 года и его высочайшая волатильность в течение 2015 года.

Сильные колебания курсов очень нервировали дистрибьюторов и конечных потребителей. По отзывам наших сбытовых партнеров, реализации замирали в период большей волатильности на рынке и возобновлялись, как курс стабилизировался.

У многих больших компаний, в особенности с муниципальным ролью, бюджеты на закупку инструмента были сформированы еще в конце 2014 года, очевидно, в рублях. С учетом курсовых колебаний на выделенные средства они смогли закупить практически в два раза меньше единиц инструмента.

Определенную роль сыграло и понижение вкладывательной активности в строительной отрасли, с которой наш рынок очень плотно сплетен. В прошлые годы суровую поддержку оказывала олимпийская стройка в Сочи. Но она завершилась, а новых настолько же масштабных проектов на данный момент нет. Естественно, длится строительство стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, также космодрома «Восточный», но на данный момент там все отчетливее просматривается тенденция к экономии и сокращению издержек.

– Как меняются предпочтения и поведение потребителей проф инструмента в связи со понижением покупательной возможности? Находятся ли они в поиске более дешевеньких альтернатив?

– Когда дорожают продукты ежедневного спроса, потребитель начинает находить дешевенькую кандидатуру. Но на рынке проф инструмента все по другому. Тут есть большая прослойка юзеров, которые знают, что такое высококачественный инструмент и представляют для себя все достоинства работы с ним. Они предпочтут отложить покупку до наилучших времен, будут чинить имеющийся инструмент, возьмут в прокат, но не станут брать низкокачественные аналоги от неведомых китайских брендов, которые к тому же на данный момент далековато не дешевы.

Не считая того, есть сегменты продукции, в каких потребитель не сумеет отыскать экономную подмену, сопоставимую по функционалу и надежности. Например, нефтяники и газовики ни при каких экономических потрясениях не откажутся от трубных ключей RIDGID, потому что это вопрос не цены, а охраны труда и предупреждения травм и злосчастных случаев. То же можно сказать и про трассоискатели RIDGID, которые употребляются строителями, коммунальщиками, также при инженерно-геологических изысканиях. Это очень многофункциональные приборы, которые отменно демонстрируют коммуникации и их скрещения. В отличие от аналогов, для работы с ними не надо проходить длительное обучение: воспользоваться нашими локаторами до боли просто. И за эти удобства и функциональность мастера готовы платить.

– Как в это тяжелое время складываются отношения RIDGID со сбытовыми партнерами?

– RIDGID – интернациональная компания, реализующая свою продукцию более чем в 140 странах мира. И всюду мы строим дела с нашими дистрибьюторами на базе партнерства и обоюдной ответственности.

Обучение, технические консультации, совместное роль в выставках и маркетинговых акциях – это те меры поддержки, которые мы оказываем партнерам на неизменной базе. Но конкретно в кризисные времена отношения проходят реальную проверку. На данный момент мы стараемся смягчить для дистрибьюторов последствия падения продаж и роста рублевых цен. К ответственным партнерам, которые делают свои обязательства и не снижают качество обслуживания клиентов, мы стали более либерально относиться в плане складских припасов и ценообразования, смягчили другие требования.

Мы готовы идти на огромные уступки сбытовым партнерам, но проявляем твердость в вопросе лояльности. Если дистрибьютор начинает уделять больше внимания продажам других брендов во вред продвижению и сервисному обслуживанию продукции RIDGID – с таким партнером мы расстаемся без сожаления. И такие случаи в прошедшем году были.

– Считаете ли вы сегодняшнюю ситуацию на русском рынке подходящей для вывода новинок?

– Мы считаем, что для премьер новых товаров не бывает не подходящего времени! Раз в год у нас возникает несколько новинок: это могут быть как усовершенствованные модели уже отлично зарекомендовавших себя инструментов, так и совсем новые продукты, способные прирастить эффективность работы потребителя.

Даже если на данный момент новинки не будут нужны на нашем рынке, то к тому времени, когда экономика начнет восстанавливаться, дистрибьюторы уже накопят опыт их продаж и обслуживания, а потребители сумеют лучше выяснить об этих продуктах, ознакомиться с отзывами других юзеров и принять взвешенное решение о покупке.

В прошедшем году RIDGID вывел на русский рынок ряд увлекательных новинок. К примеру, на выставке «Электро-2015» мы представили гидравлические обжимные клещи RE 130-M. Они созданы для резвого и высококачественного обжима кабельных наконечников и соединительных муфт на медных и дюралевых кабелях сечением до 400 мм2. Этот инструмент имеет усилие опрессовки 130 кН, что обеспечивает высококачественный обжим вне зависимости от физической силы монтажника.

Мы стараемся покрывать все потребности клиентов и предлагать конкурентоспособные решения. Так что в 2016 году мы покажем облегченную, малогабаритную и поболее доступную по стоимости версию обжимных клещей с усилием опрессовки до 60 кН.

Для нефтяников, строителей и коммунальщиков мы представим малогабаритный фаскосниматель RIDGID B-500 с электроприводом, который за 1-2 минутки подготавливает трубы к сварке, на что ранее работники растрачивали много времени и сил. Даже в кризисное время он будет увлекателен клиентам, потому что позволяет неоднократно повысить производительность труда.

– Чего вы ждете от начинающегося 2016 года? Рассчитываете ли на восстановление продаж?

– С одной стороны, мы лицезреем, что в строительной отрасли ситуация пока не становится лучше, и даже в случае оживления поставщики инструмента и оборудования далековато не сходу ощутят полезный эффект. С другой стороны, потребность коммунального сектора в прочистном и видеодиагностическом оборудовании как и раньше очень велика. Так что в этих секторах, которые очень очень «просели» в 2015 году, можно ждать маленького оживления за счет отложенного спроса.

В целом, более реальный сценарий – это стагнация на рынке. Вобщем, после настолько быстрого падения, может быть, будет корректировка менее чем на 5%.

Необходимо отметить, что коренных конфигураций на русском рынке проф инструмента ждать не стоит. Даже при продолжении падения продаж ни один адекватномыслящий производитель из Рф не уйдет, так как потенциал этого рынка громаден. Да, на данный момент трудно. Но никто не желает упускать способностей при будущем неминуемом росте.

– В связи с событиями прошедшего года были ли внесены какие-то конфигурации в длительную стратегию RIDGID на русском рынке?

– Невзирая на все трудности, мы как и раньше считаем, что в длительной перспективе Наша родина – очень увлекательный рынок. Так что мы будем продолжать тут работать так же, как и в мире: предлагать экспертам инструменты и сервис через сеть региональных дистрибьюторов, также наращивать узнаваемость бренда и доверие к нему через постоянное роль в профильных выставках и отраслевых форумах.

Принципиальная часть нашей длительной стратегии в Рф – планомерная работа с будущими специалистами. Мы стараемся со студенческой скамьи прививать им культуру использования качественного инструмента и демонстрировать все достоинства работы с ним. Так, с 2012 года мы сотрудничаем с Новосибирским монтажным техникумом, где оснастили учебный класс оборудованием для освоения современных технологий монтажа труб. А в прошлом году на базе Института современных технологий (г. Москва) мы открыли очередной учебный класс, где студенты на практике сумеют завладеть способностями монтажа и обслуживания трубопроводных систем.

Также мы планомерно расширяем нашу сферу ответственности на рынки ближайших соседей: Казахстана, Беларуси и Украины, которые в целом повторяют динамику и специфику русского рынка. В Казахстане с 2014 года у нас появился торговый представитель и идет формирование сбытовой сети.

Как мы лицезреем, интернациональная компания с большущим опытом работы в почти всех регионах мира, в том числе и в таких сложных, как Африка и Ближний Восток, в целом достаточно оптимистична в отношении русского рынка проф инструмента. Временные трудности и спад продаж рассматриваются в прагматичном ключе: как возможность улучшить сбытовую сеть и сфокусироваться на реализации длительных стратегий развития.

Дрель ударная сетевая MAKITA HP 2032 двухскоростная